Самара и Самарская область  
Дни открытых дверей Рейтинг вузов Отзывы Пресс-релизы Новости Доска объявлений Специальности MBA
Поиск специальности высшего образования
Расширенный поиск
Свернуть

071700 Цирковое искусство (Бакалавриат)

Найти все специальности группы 070000 Культура и искусство в Самаре и в Самарской области Найти все специальности 071700 Цирковое искусство в Самаре и в Самарской области
ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАКАЛАВРОВ 1. Областью профессиональной деятельности бакалавров являются: цирковые, концертные, театральные предприятия и творческие организации; цирковые антрепризы, продюсерские компании; общеобразовательные учреждения, образовательные учреждения профессионального образования и учреждения дополнительного образования; средства массовой информации; учреждения культуры: государственные и частные цирки, театральные и концертные организации, органы управления культурой, органы управления образованием, органы управления спортом; социальные учреждения; государственные, общественные и коммерческие организации, способствующие созданию и распространению продуктов циркового творчества. 2. Объектами профессиональной деятельности бакалавров в соответствии с профилем подготовки являются: психический, физиологический, биомеханический и весогабаритный аппарат исполнителя цирковых номеров в соответствии с выбранным жанром (акробатика, жонглирование, эквилибристика, гимнастика, клоунада) и процесс организации движений человеческого тела в соответствии с эстетикой и закономерностями циркового искусства; используемый цирковой реквизит и костюмы; обучающиеся цирковому искусству и процесс обучения принципам циркового искусства в соответствии с установленной методикой; образовательные программы, обучающиеся педагогике циркового искусства и процесс обучения принципам исторического, художественного и системного анализа циркового искусства; исполнители, процесс организации движений человеческого тела в соответствии с эстетикой и закономерностями циркового искусства, композиторы, музыканты, художники; создатели цирковых произведений; творческо-производственный процесс в области циркового искусства; зритель - потребитель продукции циркового искусства. 3. Бакалавр по направлению подготовки 071700 Цирковое искусство готовится к следующим видам профессиональной деятельности: исполнительской (в качестве артиста циркового сольного номера, участника циркового коллектива); педагогической; режиссерской; репетиторской; организационно-управленческой; методической; культурно-просветительской. Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится бакалавр, определяются высшим учебным заведением совместно с заинтересованными участниками образовательного процесса. 4. Бакалавр по направлению подготовки 071700 Цирковое искусство должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности: в области исполнительской деятельности (в качестве артиста циркового сольного номера, участника циркового коллектива): осуществление исполнительской деятельности в области циркового искусства в рамках различных художественных стратегий, продуктивное взаимодействие с профессиональным сообществом с целью качественного воплощения авторского замысла, исполнение поручаемых номеров на основной сцене, гастролях и выездах; исполнение цирковых номеров и программ в различных жанровых направленностях, техниках и формах; совершенствование своего опорно-двигательного аппарата, развитие специальных физических, психомоторных, зрительных и слуховых способностей, сохранение и поддержание внешней физической, психологической и профессиональной формы с целью обеспечения, требуемого для исполнительской деятельности уровня двигательной и иной активности организма; при необходимости участие в обсуждении новых произведений, репертуарных планов и других вопросов творческой и производственной деятельности; в области педагогической деятельности: осуществлять процесс обучения и воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации, цирковых и концертных коллективах; формировать профессиональные знания, умения и навыки, потребность творческого отношения к процессу обучения, качеству овладения навыками и усвоению знаний; создавать психолого-эргономические, педагогические условия успешности личностно-профессионального становления обучающегося; разрабатывать образовательные программы, учебно-методические материалы, учебные пособия в соответствии с нормативными правовыми актами; анализировать факторы формирования и закономерности развития современного языка циркового искусства, особенности и перспективы его развития; планировать и организовывать учебно-воспитательный процесс, опираясь на традиционные и авторские подходы и модели обучения, воспитания; систематически повышать уровень профессиональной квалификации; формировать систему контроля качества образования в соответствии с требованиями образовательного процесса; оценивать потенциальные возможности обучающихся, выстраивать на этой основе индивидуально-ориентированные стратегии обучения и воспитания; формировать духовно-нравственные ценности и идеалы личности на основе исторических и национально-культурных традиций; способствовать творческому саморазвитию обучающихся, подготавливая их к выполнению определённых социальных ролей в современном обществе; в области режиссерской деятельности: реализовывать художественный замысел в профессиональном творческом коллективе; владеть теорией и технологией создания циркового произведения на основе синтеза всех компонентов выразительных средств циркового искусства; создавать различные формы цирковых произведений, исходя из поставленных задач; участвовать в работе по постановке новых и возобновлению старых цирковых постановок, номеров; осуществлять постановку собственных цирковых произведений; разучивать их на репетициях с исполнителями; владеть основными формами, средствами и методами постановочной, репетиторской и педагогической деятельности, проводить занятия по повышению профессионального мастерства артистов цирка; планировать и проводить все виды репетиций цирковых произведений; взаимодействовать с музыкантами, художником, дирижером оркестра, композитором; обеспечивать высокий художественный уровень постановок; участвовать в организации и планировании творческо-производственного процесса по подготовке и созданию циркового произведения, программы; решать организационные и художественные задачи, выбирать и комбинировать тип управления, анализировать проблемные ситуации в профессиональном творческом цирковом коллективе; осуществлять анализ факторов формирования и закономерностей развития современного художественного языка, современное состояние, особенности и перспективы развития циркового искусства; в области репетиторской деятельности: владеть методикой технического исполнения материала, знать музыкальную основу циркового номера или программы, текущий репертуара цирка; проводить тренаж с цирковой труппой; различные виды репетиций, разучивать с артистами номера, осуществлять ввод новых исполнителей в текущий репертуар цирка; проводить с артистами индивидуальные и групповые занятия, с целью повышения исполнительского мастерства, выявления их творческого потенциала; программировать и корректировать их физические нагрузки; владеть спецификой композиционной структуры и принципами текстосложения в истолковании идеи, образа, смысла циркового произведения; осуществлять контроль качества исполнения номеров и программ; планировать и организовывать творческий процесс, опираясь на авторские, инновационные технологии обучения и воспитания артиста цирка; уметь мобилизовать и восполнять его психофизические и психофизиологические резервы; формировать исполнительскую, эстетическую и нравственную культуру артиста цирка; продуктивно взаимодействовать с профессиональным сообществом; в области организационно-управленческой деятельности: планировать и осуществлять административно-организационную деятельность организации (проекта) циркового искусства; координировать деятельность творческих и финансово-хозяйственных служб; обеспечивать высокую экономическую эффективность деятельности цирковой организации, учреждения, коллектива; осуществлять контроль деятельности организации (проекта), имеющихся финансовых, материальных, информационных и иных ресурсов, используя различные экономико-математические методы учета; разрабатывать стратегическое и тактическое управление малыми коллективами, находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях, нести за них ответственность; осуществлять необходимые маркетинговые действия для составления прогноза эффективности деятельности проекта; изыскивать необходимые финансовые средства для его реализации; обеспечивать многосторонние связи с общественностью в процессе работы над проектом (мероприятием); участвовать в разработке рекламной и печатной продукции; сочетать цели организации (учреждения) с реализацией культурной политики муниципальных, региональных и федеральных органов власти; создавать условия для взаимодействия всех сотрудников и внешних партнеров творческой организации в осуществлении ее деятельности; применять основные методы защиты производственного персонала от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, современных средств поражения и основные меры по ликвидации их последствий; в области методической деятельности: изучать, обобщать практический и теоретический опыт отечественного и зарубежного циркового искусства; участвовать в разработке и внедрении методик организации и руководства цирковым образованием; участвовать в разработке и апробации новых педагогических технологий в сфере циркового образования; разрабатывать методические пособия и другие методические материалы по организации и руководству цирковым образованием, коллективами художественного творчества, культурными учреждениями и организациями; собирать информацию и создавать соответствующие компьютерные базы данных о цирковом искусстве, различных видах циркового творчества и культуры; участвовать в подготовке и проведении телевизионных передач и других форм деятельности средств массовой информации (СМИ) по пропаганде духовно-нравственных ценностей и идеалов отечественной культуры, лучших работ и традиций циркового искусства и творчества; в области культурно-просветительской деятельности: содействовать преобразованию содержания новых научных фактов, сведений, учебно-познавательной информации в сфере циркового искусства, с целью распространения соответствующих знаний среди населения, повышения его общеобразовательного, общенаучного и культурного уровня; проводить экскурсии, выступать с общедоступными лекциями, сообщениями, готовить выставки, экспозиции, проводить информационно-консультативные мероприятия; содействовать сохранению и наращиванию собственного исследовательского потенциала и профессионального мастерства, участвовать в мероприятиях по повышению уровня профессиональной компетентности научного, педагогического и руководящего интеллектуального, творческого кадрового корпуса России, стран ближнего и дальнего зарубежья в сфере циркового искусства; способствовать накоплению, сохранению и приумножению научных, образовательных, культурно-просветительских, духовно-нравственных и интеллектуальных ценностей, созданию и продвижению высокохудожественной продукции циркового искусства; реализовывать совместно с профессиональным сообществом виртуально распределенные формы и технологии циркового обучения, стажировки и иные образовательные профессионально ориентированные (научные, учебные, творческие) программы с активным использованием современных социальных, психолого-педагогических и информационных технологий, радио, телевидения и иных технических средств коммуникаций; содействовать формированию общемирового научного, образовательного и культурно-просветительского пространства, вмещающего в себя все многообразие культурно-образовательного, национального ареала современных достижений цирковой практики. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА 1. Выпускник должен обладать общекультурными компетенциями (ОК): способностью осознанно воспринимать, уважительно и бережно относиться к историческому наследию России и мира, многообразным культурным традициям, способностью иметь собственные и толерантно воспринимать существующие религиозные, идейные, социальные, культурные различия, готовностью конструктивно взаимодействовать с представителями различных культур (OК-1); способностью осознанно понимать закономерности и многовариантность исторического процесса, осознавать обусловленные ими собственные (и человека вообще) функции, роли и место в историческом процессе, значение насилия и ненасилия в истории, политической организации обществ (ОК-2); способностью иметь собственные мировоззренческие убеждения, осознанно воспринимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые религиозные и философские проблемы (ОК-3); способностью к постоянному саморазвитию через личностную и предметную рефлексию, способностью к диалогу в различных формах, конструктивной критике и самокритике (обладанием критическим мышлением, способностью формулировать и излагать критические суждения), способностью анализировать логику рассуждений и высказываний собственных и оппонента (ОК-4); способностью логически верно, аргументировано и ясно строить литературную и деловую устную и письменную речь на русском языке, создавать и редактировать тексты профессионального назначения (ОК-5); способностью осознать и внутренне принять (усвоить) духовно-нравственные обязанности по отношению к самому себе, окружающим людям (ближним), окружающей природе, обществу; способностью использовать в собственной профессиональной деятельности, личной и общественной жизни духовно-нравственные, этические и правовые нормы, регулирующие отношение человека к человеку, обществу, окружающей среде (ОК-6); способностью пользоваться современными средствами получения, хранения, обработки и предъявления информации; работать с распределенными базами знаний в глобальных компьютерных сетях, с информацией из различных источников для решения профессиональных и иных задач, владением необходимыми для этого компьютерными программами (ОК-7); способностью использовать методы и средства познания, обучения и самоконтроля для собственного интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетенции, сохранения своего здоровья, нравственного и физического самосовершенствования; способностью понимать необходимость ведения здорового образа жизни (ОК-8); способностью самостоятельно пользоваться основными положениями и методами социальных, гуманитарных, экономических и искусствоведческих наук при решении профессиональных и иных задач, способностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-9); способностью осознавать и внутренне принимать основные положения, законы и методы естественных наук для составления адекватной современному уровню знаний научной картины мира (ОК-10); способностью (при необходимости) применить методы анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования в профессиональной и иной деятельности (ОК-11); способностью к осознанию и эмоциональному принятию ответственности и проявлению ее в организации собственной самостоятельной, индивидуальной работы, в принятии ответственных решений в рамках своей компетенции; способностью самостоятельно обучаться в течение всей жизни и непрерывно совершенствоваться, расширять границы своих научных, творческих, духовных познаний (ОК-12); способностью осознанно понимать, конструктивно анализировать и принимать значение и культурообразующую роль соответствующей религии в истории и современной жизни России, различных религий в истории и современной духовной жизни соответствующих обществ; способностью осознавать связь задач, художественных принципов искусства с духовно-нравственными ценностями, формированными религиями (ОК-13); способностью осознанно владеть культурой мышления (обобщать, анализировать, синтезировать), воспринимать новую информацию, ставить цели и выбирать пути их достижения (ОК-14); способностью к деловой и эмоциональной кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-15); способностью находить профессиональные решения в нестандартных ситуациях и готовностью нести за них ответственность (ОК-16); способностью осознавать собственные обязанности и права, соблюдать права и обязанности гражданина, уважать права ближнего; способностью использовать нормативные право вые документы в своей профессиональной и иной деятельности (ОК-17); осознанием социальной, культурной значимости своей будущей профессии, обладанием высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-18); способностью осуществлять коммуникации в профессиональной среде и в обществе в целом, в том числе, на иностранном языке (ОК-19); способностью к быстрой адаптации в меняющихся социальных и иных условиях (ОК-20); владением основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-21); способностью к восприятию и адекватной интерпретации общественно значимой социологической информации, использованию социологического знания в профессиональной и общественной деятельности (ОК-22); способностью осознавать роль культуры в человеческой жизнедеятельности, способностью развивать собственное художественное восприятие и вкус, постоянно стремиться к нравственному и эстетическому развитию (ОК-23); способностью определять и анализировать основные вехи в истории циркового и иных искусств, стили и жанры мирового и отечественного искусства, анализировать художественные произведения любого рода, высказывать собственные обоснованные и аргументированные взгляды на современное состояние и перспективы развития искусства (ОК-24); способностью выполнять и использовать в профессиональной деятельности анатомический и биомеханический анализ движений человека, способностью применять на практике принципы медицинской профилактики травматизма, охраны труда в цирковом искусстве (ОК-25). 2. Выпускник должен обладать профессиональными компетенциями (ПК): в области исполнительской деятельности (в качестве артиста циркового сольного номера, участника циркового коллектива): способностью к внутреннему художественному постижению сущности циркового произведения и его воплощению в движении, технике, жесте, ритме, динамике (ПК-1); способностью эффективно работать над цирковым произведением различными способами; способностью использовать методы воплощения образа, использовать широкий диапазон средств выразительности, демонстрировать собственный исполнительский подход (ПК-2); способностью демонстрировать необходимую технику исполнения, индивидуальную интонацию, исполнительский стиль (ПК-3); способностью использовать в профессиональной деятельности, знания о биомеханике, анатомии, физиологии, основах медицинской профилактики травматизма, охраны труда (ПК-4); способностью к осознанному пониманию того, что цирковое искусство, взаимосвязано, взаимодействует и соотносится с музыкой, драматическим театром, изобразительным искусством, кинематографом, танцем, пантомимой и другими гуманитарными, социальными и естественными науками (ПК-5); способностью запоминать материал и воспроизводить его (ПК-6); способностью концентрировать внимание и исполнительскую волю, решать различные психотехнические задачи на точность восприятия, концентрацию внимания, повышение степени автоматизированности движений, мобилизовывать и восполнять психофизические и психофизиологические резервы организма в регулярной исполнительской деятельности (ПК-7); способностью видеть и исправлять технические, стилевые и иные ошибки собственные и других исполнителей (ПК-8); в области педагогической деятельности: способностью осуществлять процесс обучения теоретическим и (или) практическим дисциплинам в учебных заведениях, используя психолого-педагогические и методические основы научной теории и практики; способностью использовать традиционные и инновационные подходы к процессу профессионального обучения и воспитания личности (ПК-9); способностью осуществлять управление познавательными процессами обучающихся, последовательно методически грамотно формировать умственные, эмоциональные и двигательные действия на высоком педагогическом уровне (ПК-10); способностью осознавать и владеть понятийным аппаратом в области методологии и технологий циркового искусства и образования; психологии и педагогики цирка; анализировать факторы возникновения и закономерности развития современного языка циркового искусства, особенности и перспективы развития циркового искусства и творчества (ПК-11); способностью создавать цирковые учебные композиции (ПК-12); способно стыо осутцествлять педагогическую и репетиционную работу с исполнителями; способностью видеть и корректировать технические, стилевые и иные ошибки обучающихся; способностью объяснять методически трудные приемы и сочетания; раскрыть перед исполнителями технику, смысл, образность и музыкальность циркового номера (ПК-13); способностью применять педагогической практике собственный практический опыт исполнения циркового репертуара (ПК-14); способностью разрабатывать образовательные программы, нести ответственность за их эффективную реализацию в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса, формировать систему контроля качества образования; развивать у обучающихся потребность творческого отношения к процессу обучения (ПК-15); способностью создавать необходимые условия для личностного и духовно-нравственного развития обучающихся, готовя их к осознанному выбору и выполнению определённых ролей и функций в обществе (ПК-16); в области режиссерской деятельности: способностью собирать, обрабатывать, анализировать, синтезировать и интерпретировать художественную и иную информацию для выработки собственных суждений по соответствующим творческим, социальным, научным и этическим проблемам, а также обобщать явления окружающей действительности для последующего создания цирковых произведений (проектов) (ПК-17); способностью сочинить качественный цирковой продукт, анализировать художественные произведения; на этой основе создавать план цирковой постановки, структурировать композицию в рамках различных форм (ПК-18); способностью демонстрировать качественное владение приемами композиции и принципами построения циркового продукта в истолковании идеи, художественного образа, смысла произведения, выстраивать рисунок, владеть специальными приемами (ПК-19); способностью применять в профессиональной деятельности основные методы цирковой педагогики; формы, средства и методы постановочной, репетиторской и педагогической деятельности (ПК-20); способностью реконструировать ранее сочиненный цирковой номер, стилизовать под определенные принципы создаваемое или реконструируемое произведение (ПК-21); способностью профессионально работать с исполнителями; корректировать технические и иные ошибки исполнителей, воспитывать потребность постоянного самосовершенствования артиста (ПК-22); наличием четких художественных критериев подбора исполнителей, объективным подходом к их распределению, способностью использовать в своей профессиональной деятельности основные принципы работы с пространством; пользоваться выразительными средствами цирка (ПК-23); способностью осуществлять эффективный коммуникативный процесс, выбирать и комбинировать тип управления в творческом коллективе; владением этическими нормами коллективного творчества, созданием условий эргономичности творческой атмосферы, самочувствия (ПК-24); в области репетиторской деятельности: способностью эффективно работать с произведением различной формы и стиля, владением понятийным аппаратом, знанием лучших образцов циркового наследия, методикой и технологией репетиционной работы с коллективом (ПК-25); способностью запомнить и верно воспроизводить текст циркового произведения (ПК-26); способностью анализировать особенности творческого почерка, стилистику и постановочные методы мастеров цирка (ПК-27); способностью применять на практике методику преподавания, формировать собственные профессиональные навыки и умения в совершенствовании исполнительского мастерства артистов цирка (ПК-28); способностью конструктивно работать с музыкантами, режиссером (ПК-29); способностью владеть методикой контроля и дозирования специфической физической нагрузки во время репетиционных занятий, навыками консультационной работы и приемами диагностирования одаренности и креативности исполнителей, возрастных особенностей проявления индивидуальности (ПК-30); способностью понимать сущность цирковой деятельности, самостоятельно пополнять знания, ставить и решать разнообразные задачи, выдвигать альтернативные решения, вырабатывать критерии отбора наиболее эффективных из них (ПК-31); способностью к продуктивному межличностному взаимодействию, созданию условий для обеспечения высокой работоспособности исполнителя, активизации его операционально-технических функций, системы мотивационной регуляции цирковой деятельности (ПК-32); в области организационно-управленческой деятельности: способностью планировать деятельность организации (проекта) циркового искусства (ПК-33); способностью осуществлять административно-организационную деятельность в области цирка (ПК-34); способностью координировать деятельность творческих и Финансово-хозяйственных служб, касающихся отдельных сторон деятельности художественной организации или проекта (ПК-35); способностью вести учет имеющихся финансовых, материальных и иных ресурсов в организации (ПК-36); способностью осуществлять грамотный контроль деятельности организации (проекта), ресурсов, используя различные экономико-математические методы учета (ПК-37); способностью управлять малыми коллективами, находить организационно-управленческие решения в не стандартных ситуациях и нести за них ответственность (ПК-38); способностью исследовать проблемы функционирования во взаимосвязи с социально-экономической успешностью и социальной действенностью организации; обеспечивать многосторонние связи с общественностью в процессе работы над проектом (мероприятием); участвовать в разработке рекламной и печатной продукции (ПК-39); способностью осуществлять мониторинг финансовой успешности деятельности; контролировать и отвечать за административно-организационные стороны работы творческой организации или учреждения (ПК-40); в области методической деятельности: способностью участвовать в методической разработке и внедрении методик организации и руководства цирковым искусством, образованием, творчеством (ПК-41); способностью участвовать в разработке педагогических технологий (ПК-42); способностью разрабатывать методические пособия и другие методические материалы по организации и руководству учреждениями циркового образования, коллективами, культурными учреждениями и организациями (ПК-43); способностью создавать соответствующие компьютерные базы данных о различных видах циркового искусства, художественного творчества и культурной деятельности (ПК-44); способностью подготовить и провести телевизионные передачи и другие формы деятельности СМИ по пропаганде духовно-нравственных ценностей и идеалов мировой и отечественной культуры и шедевров циркового творчества (ПК-45); в области культурно-просветительской деятельности: способностью использовать приобретенные знания для популяризации циркового искусства; проводить экскурсии, выступать с лекциями, сообщениями, оформлять выставки, экспозиции, организовать конкурсы, фестивали (ПК-46); способностью провести исследования тенденций и закономерностей развития циркового искусства, подготовить публикацию (статью, эссе, методические рекомендации), выступления с использованием современных социальных, психолого-педагогических и информационных технологий, радио, телевидение, электронно-вычислительных машин и иных технических средств коммуникаций (ПК-47); способностью создавать соответствующие компьютерные базы данных и проводить исследования в сфере методологии цирковой науки и практики, педагогики, истории и теории циркового искусства, творчества, других проблем искусства и культуры по типу культурно-просветительского процесса (ПК-48); способностью дать профессиональную консультацию, проводить анализ и оценку явлений циркового искусства, осуществлять редакторскую работу (ПК-49); способностью разрабатывать и осуществлять проекты и программы по сохранению и развитию традиций мировой и Российской цирковой школы, участвовать в педагогическом проектировании профильных инновационных образовательных и художественно-творческих систем (ПК-50); способностью участвовать в подготовке и проведении телевизионных передач и других форм деятельности СМИ по пропаганде духовно-нравственных ценностей и идеалов традиционной отечественной культуры, отечественных, мировых шедевров циркового искусства (ПК-51); способност участвовать в разработке и реализации культурной политики в муниципальных, региональных и федеральных органах власти, включая связи с общественностью (ПК-52); способностью взаимодействовать с многонациональным профессиональным сообществом, в интересах освещения фундаментальных и прикладных исследований в сфере циркового искусства, образования, науки (ПК-53).
Выберите регион