Самара и Самарская область  
 

Нулевой класс. Как понять, нужны ли ребёнку подготовительные курсы в школе?

26 Сентября 2017 г.
Источник: www.aif.ru
Нулевой класс. Как понять, нужны ли ребёнку подготовительные курсы в школе?

О том, каким детям подходят подготовительные курсы, а каким — нет, как выбрать правильный класс и зачем вообще все это нужно, «АиФ» рассказала педагог-психолог, эксперт Ассоциации организаций по развитию гуманистической психологии в образовании Анастасия Кузнецова:

— Решая, стоит ли записывать ребёнка на «подготовишки», желательно ответить на три вопроса.

Первый: посещает ли ребёнок детский сад?

Если да, то, как правило, подготовки в дошкольном учреждении ему достаточно. К примеру, в Москве образовательные комплексы включают в себя детские сады, в них разработаны программы преемственности «детский сад — начальная школа». Образовательная организация заинтересована в том, чтобы дошколята пришли в 1 класс подготовленными эмоционально, интеллектуально, физически, поэтому педагоги координируют программы и отслеживают развитие детей. Если у ребёнка никаких существенных проблем не возникает, в дополнительных курсах необходимости нет.

Если малыш «домашний», в посещении подготовительных курсов есть смысл. Прежде всего, с точки зрения социализации — освоения определённых норм, правил, навыков взаимодействия со взрослым и сверстниками в новой социальной роли «учитель-ученик», формирования предпосылок учебной деятельности. Почему это важно? Когда ребенок (и вообще любой человек) попадает в новую обстановку и систему требований, ему необходимы силы и энергия на адаптацию, прежде чем он начнет адекватно «функционировать» и достигать каких-либо результатов. Конечно, период адаптации к обучению в школе проходят все первоклашки — и детсадовские, и «домашние». Но последним энергии придется затратить больше. Как обратиться к учителю? Что делать, если забыл, где повесил сменную обувь или захотел на уроке в туалет? Как поступить, если не понимаешь, как выполнять задание? Ты еще не доиграл, а уже нужно садиться на урок и так далее. Детсадовские дошкольники с такими или подобными ситуациями уже знакомы и имеют соответствующий опыт, а для домашних деток они могут представлять проблему и затруднять их включение непосредственно в процесс учения, даже если они умеют читать, писать и считать. Ведь в школе нужно не просто написать, как сказал учитель. Не просто прочитать, а следить друг за другом и быть готовым в любой момент продолжить. Не просто посчитать, а правильно оформить запись в тетради, отсчитав необходимое количество клеточек. Предпосылки этих умений могут быть сформированы на подготовительных курсах.

Второй вопрос: можете ли вы самостоятельно выбрать учителя и подходящий класс?

Хотя требования к образовательным результатам во всех школах единые, программы, по которым учатся школьники, могут отличаться по логике, технологиям, темпам освоения материала. В зависимости от этого условно выделяют гимназические, лицейские, общеобразовательные классы. Один ребенок как рыба в воде будет чувствовать себя на уроках с активным использованием технологий развивающего обучения и достигать академических результатов, а другому может быть тяжело, просто потому, что он организован и подготовлен по-другому. Одни программы (и педагоги) требуют большей включенности родителей в процесс учения, другие подразумевают самостоятельное выполнение детьми большинства заданий. Подготовительные курсы при школе дают возможность и семье, и учителю «посмотреть друга на друга», сориентироваться, какая организация учебного процесса подходит конкретному малышу, подобрать условия наиболее благоприятные для ребёнка. А также выбрать первого учителя, что немаловажно.

Третий вопрос: насколько ребенок готов к обучению в школе?

Сам по себе набор знаний и умений не гарантирует, что ребёнок будет успешным учеником. У дошкольника ведущий вид деятельности — игра. Соответственно, в познавательной деятельности он движим игровыми мотивами. И так должно быть, это нормально. Но к семи годам игровые мотивы должны постепенно смениться на учебные, малыш должен научиться управлять своим поведением и эмоциями, выполнять требования даже тогда, когда не хочется. К примеру, когда малыши раньше шести с половиной лет идут в школу, они зачастую вдохновлены внешними факторами новой роли ученика — красивая форма, портфель, отметки. Но проходят первые недели учебы, начинается школьная рутина, труд. Нужно много раз вместе со всеми делать то, что нужно, а не что хочется, подчиняться правилам, коллективу, организовывать свою учебную деятельность. А это другая сторона медали в отличие от операциональных навыков — умения считать, писать, читать. И мы наблюдаем истории, когда «интеллектуально скороспелые» крохи в заданиях, которые требуют самоконтроля, делают ошибки. Не получая высокой оценки своей деятельности, теряют к учёбе интерес. Получается парадокс: ребёнок способный, а не учится. Поэтому важно своевременно оценить психологическую готовность к школе, включающую мотивационный, эмоционально-волевой и интеллектуальный компоненты. Понять, насколько у ребёнка она сформирована, что-то подкорректировать, можно в том числе на подготовительных курсах. Они могут стать альтернативой первому классу для тех ребят, кто уже «выпустился» из детского сада, но не достигнет на момент 1 сентября 6,5 лет или психологически не готов к обучению в школе.

Новости

Все новости

Антикоррупционные стандарты могут распространиться на врачей, учителей и других служащих организаций, подведомственных госорганам субъектов и органам местного самоуправления, для таких работников будет действовать запрет на получение любых подарков, кроме цветов и канцелярской продукции, рассказал в интервью РИА Новости директор департамента развития государственной службы Минтруда Дмитрий Баснак.

10 Декабря 2018 г.

Средняя зарплата воспитателей детских садов в первом полугодии 2018 года составила 88,5 процента от средней зарплаты в сфере общего образования, в 2014-м этот показатель равнялся 94,3 процента.

24 Октября 2018 г.

Министр просвещения Ольга Васильева сообщила, что сейчас система аттестации учителей проходит апробацию в ряде регионов.

05 Сентября 2018 г.

В рамках этих направлений Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки будет разрабатывать конкретные темы сочинения для каждого часового пояса.

05 Сентября 2018 г.

Британское издание Times Higher Education, ежегодно выпускающее самые престижные вузовские рейтинги, впервые опубликовало список ведущих университетов стран Евразийского региона. И Россия в нем оказалась абсолютным лидером.

04 Сентября 2018 г.
Выберите регион